anschula
| Дата: Суббота, 02.06.2012, 21:38 | Сообщение # 1 |
Москва
Группа: Администраторы
Сообщений: 1080
Статус: Offline
| Перевод статьи, написанной уже в наше время, в 2002 году. Собаки Западного Тибета глазами заводчика и судьи тибетских терьеров Primoz Peer.
Тибет и Тибетские собаки - Западный Тибет 2002 г. Primoz Peer. От переводчика. Не многие европейцы бывали в Тибете в прошлом столетии. Большинство из них находились там в период с начала 1900-х до 1930-х годов. Позже, вплоть до 1980-х, когда Тибет давно уже потерял свою независимость и стал частью Китая, доступ иностранцам в этот регион был практически полностью запрещен. Лишь в 1981 году китайцами были открыты первые, четко обозначенные туристские маршруты по территории Тибета. Постепенно туризм в Тибете стал развиваться все больше. За этот пятидесятилетний период, когда границы страны были закрыты, в Тибете произошли кардинальные изменения. Монастыри – основа духовной и политической жизни старого Тибета были разрушены, монахи истреблены, арестованы или разогнаны. Весь уклад жизни местного населения центрального Тибета очень сильно изменился. Местным собакам тоже не поздоровилось. Во время китайской «Культурной революции» одной из задумок Мао Цзедуна была идея, избавиться от животных - «нахлебников», лишних ртов, результатом чего стал приказ уничтожить собак, так как они едят «человеческую еду» и уничтожить воробьев, чтобы не клевали зерно на полях, что и было исполнено. Уничтожение воробьев закончилось печально, урожай уничтожили вредители, которых контролировали воробьи. Популяция китайских и тибетских собак сильно поредела. В разгар «Культурной революции» (1967 год) по всей Лхасе были развешаны плакаты следующего содержания: «ЗАПРЕЩАЮТСЯ ПОКЛОНЫ И ВЫСОВЫВАНИЕ ЯЗЫКА В ЗНАК УВАЖЕНИЯ, КАК СИМВОЛЫ УГНЕТЕНИЯ ФЕОДАЛАМИ ПРОЛЕТАРИАТА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ ЛЮБЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ ЛЮБЫЕ ФОТОГРАФИИ ДАЛАЙ- И ПАНЧЕН-ЛАМ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УНИЧТОЖЕНЫ. РАДИОСТАНЦИИ ТИБЕТА И ЛХАСЫ ОБЯЗАНЫ ПЕРЕСТАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЯЗЫК АРИСТОКРАТИИ И ПЕРЕЙТИ НА ЯЗЫК ПРОЛЕТАРИАТА БЕЗДОМНЫЕ КОТЫ И СОБАКИ В ЛХАСЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УНИЧТОЖЕНЫ ЗАПРЕЩЕНО ДЕРЖАТЬ ДОМА СОБАК ИЛИ КОШЕК» Все приказы подобного рода выполнялись неукоснительно, система не прощала неповиновения. Природа не терпит пустоты, «революция» закончилась, и собаки вернулись в Китайские и Тибетские города, но теперь это уже немного другая популяция. Однако, Тибет, это огромная по площади территория и в труднодоступных, в частности его западных районах, местные собаки сохранились. В начале 2000-х заводчики и любители тибетских терьеров совершали путешествия в Тибет, одной из их целей было своими глазами увидеть местных тибетских собак. О своем путешествии в Тибет и о собаках Западного Тибета и пограничных районов рассказал заводчик тибетских терьеров и судья на выставках - Primoz Peer из Словении.
Татьяна Кузина.
Собаки в Тибете. Primoz Peer В июне 2002 года (Тибетский Год Водяной Лошади) я посетил Западный Тибет с группой друзей. Все они какое-то время имели те или иные связи с Тибетом, одни из них буддисты, другие активисты Тибетского Общества Словении. Мы путешествовали на высотах 4500 м выше уровня моря, где дороги, зачастую, это всего лишь тропы, пересекающие скалистые равнины и уходящие в горы, и природа вокруг действительно фантастическая и все еще весьма дикая. Кроме многочисленных птиц мы видели Chiru (тибетских антилоп), Kiangs (диких ослов), снежного барса (его фотография не получилась), рысь и даже волков всего приблизительно в 30-40 м от главного маршрута. Мы встречали и тибетцев, это были, в основном, кочевники, дружественные и веселые люди. Некоторые из них уже познакомились с европейцами ранее, но мы видели и таких, которые чувствовали себя неуверенно при виде нас, и их дети убегали в слезах. Нашей главной целью было паломничество вокруг святой горы буддистов, бомпо (Bompos), индуистов и джайнистов (Jainists), которая называется Kang Rinpoche (Драгоценный камень Снегов в Тибете), еще ее называют - гора Кайлас (Mt. Kailash). Мы выбрали маршрут от прохода в Гималаях между Непалом и Тибетом, через южную часть Западного Тибета, в основном следуя по реке Ярлунг Тсангпо (Yarlung Tsangpo). Размеры Тибета сопоставимы с размерами всей Европы. Его западная часть наиболее дикая и имеет самый недружелюбный климат. Деревьев нет совсем, холмы скалистые и бесплодные, но в то же время довольно красочные. Большинство людей здесь живут, как кочевники, бродящие по земле с их большими стадами овец, козлов и яков. Здесь почти нет постоянных поселений и монастырей, поэтому понятно, что здесь нет никаких любимых «собак для души», только большие рабочие или беспризорные собаки. Половина диких беспризорных собак часто собирается в стаи около маршрутов караванов или постоянных поселений. Мы встретили много собак и для меня они, конечно, были очень важной частью моей поездки. Почти все в нашей группе жаловались на постоянный вой и шум собак по ночам, Но я не слышал их, может быть потому, что я более привычен к лаю собак. С доброй помощью нашего тибетского проводника Тензина, который хорошо говорил по-английски, мне удалось поговорить со многими тибетцами, главным образом, с кочевниками, торговцами и несколькими фермерами, и я узнал от них много новых деталей о самих тибетцах и их собаках. Khyi Кхи - так тибетцы называют любую собаку, но, обычно, это название используется для беспризорных собак. Многочисленные стаи беспризорных собак бродят везде. Собаки среднего размера, с короткой шерстью, как правило, красноцветные (также я встретил одну необычную золотисто-тигровую собаку) с более или менее закрученными хвостами и довольно длинноногие. В сравнении с дикими собаками других стран, например, с египетскими собаками париями, тибетские собаки немного крупнее, большелапые, с более плотной, но прямой и короткой шерстью, и с виду они похожи на Do-Khyi. Собаки живут стаями около главных дорог, перекрестков, больших поселений, маршрутов паломников. Тибетцы не заботятся о них, но и никаким образом не вредят им, только позволяют им жить рядом. Это собаки – чистильщики. Они съедают все отбросы, которые хоть сколько-то съедобны.
Do-Khyi Этот термин используется кочевниками Западного Тибета, чтобы обозначить тип собак, которых и мы на Западе знаем как Do-Khyi – тибетских мастифов. Различие между беспризорными собаками и Do-Khyi заметно не только в типе и размере, но и в образе жизни этих двух популяций. Эти собаки живут с людьми, находясь, часто привязанными, вокруг палаток кочевников или перед домами фермеров. Я видела щенков внутри палатки кочевника, что говорит о том, что они имеют значительную ценность для тибетцев. Do-Khyi разводятся для определенных целей и имеют соответствующий им тип, хотя никаких стандартов, в нашем понимании в Тибете нет. То, как кочевники используют этих собак, по крайней мере, в Западном Тибете, отличается в некоторых деталях от того, что мне приходилось читать об этом раньше. Как и ожидалось, Do-Khyi не используются для выпаса скота, но, как оказалось, они не используются и для защиты стад овец, козлов или яков, в то время когда они находятся на пастбищах. На мой прямой вопрос я получил ответ, что большое стадо не может быть надежно защищено двумя или тремя Do-Khyi, а семейство кочевников не может позволить себе держать большее количество собак, поэтому для охраны гораздо более эффективны пастухи: мужчина или женщина, или два человека. Яки не нуждаются в специальной защите, так что на пастбищах их оставляют одних. Только за лошадьми на пастбищах иногда следят одна или две собаки Do-Khyi, главным образом потому, что кочевники имеют небольшое их количество, всего лишь по нескольку лошадей. Однажды я имел прекрасную возможность наблюдать, молодого Do-Khyi и лошадь, играющих на пастбище. Для связи с Do-Khyi кочевники часто используют свист, но никогда не пользуются рогаткой, которая является нормальным способом «общения» с овцами и козами. Главное предназначение Do-Khyi – защита палаток кочевников, и стад, когда они возвращаются к палаткам на ночевку. Некоторые Do-Khyi, особенно кобели привязаны вблизи палаток все время. Их глубокий грубый лай был обычной музыкой вечеров и ночей. Еще один интересный случай, это встреча кочевников в их сезонном походе от одного места до другого со всем их «домашним хозяйством». Во время похода Do-Khyi отпущены и следуют за маленьким караваном на небольшом расстоянии, в то время как собаки Sha-Khyi всегда на привязи, даже молодняк. Do-Khyi обычные собаки кочевников, большинство семей имеют двух или трех собак или немного больше, если семейство богатое и может позволить себе держать их. Они питаются остатками, главным образом старой тцампой (жаренная ячменная мука – основной продукт питания тибетцев - прим Т.К.) и всем, что люди не могут съесть сами, например, кости и т. д. Так вокруг палаток можно увидеть большое количество костей, разных черепов и рогов, полностью очищенных собаками. Do-Khyi в Западном Тибете большие, но не огромные, и лишь некоторые кобели могут быть сравнимы с маленькими тибетскими осликами. После встречи с несколькими Do-Khyi я был способен определить лишь приблизительный возраст большинства собак, поскольку им требуется много времени, чтобы заматереть. На наш взгляд большинство Do-Khyi голодные чуть ли не до смерти, и они должны были бы набрать 10-20 кг, чтобы выглядеть так, как выглядят Do-Khyi в Европе. С одним исключением, все встреченные собаки были длинноногими, с крепкими костями, большими лапами, средней длины туловищем, с сильной грудной костью и с недостатком мышц из-за недоедания. Лишь две из них, которые принадлежали владельцам гостиницы, выглядели упитанными, как мы привыкли, потому, что эти две собаки имели еду в достатке. Большинство Do-Khyi имели хорошее гармоничное сложение, с нормальными углами задних ног. Все кроме двух, у которых были повреждения, имели превосходные легкие движения. Положение хвоста зависело от настроения собаки, настороженные или идущие медленной походкой собаки несут хвост закинутым на спину. Эти собаки имеют сильные, довольно большие головы, с выраженным стопом, довольно длиной мордой и сильной нижней челюстью, подчеркнутой слегка свисающими верхними губами. Прикус у трех собак, у которых мне удалось его осмотреть (с помощью их смеющихся владельцев), представлял собой плотные ножницы, почти прямой. Шерсть может немного различаться по длине, чаще всего она средней длины, у нескольких была удлиненная шерсть, и некоторые собаки имели очень хорошую гриву. Состояние шерсти зависит только от погоды и времени года. Мы наблюдали собак в июне, все они были в разных стадиях линьки, некоторые из них в довольно короткой летней шубе. Количество отмершей шерсти на собаках ясно давало понять, насколько плотным их подшерсток был зимой. Обычные окрасы Do-Khyi в этой части Тибета, черный с коричневым подпалом (обычно среднее количество подпала), черный (часто с маленькой белой меткой на груди) и красновато-золотистый соболиный. При соболином окрасе у взрослых собак наблюдается совсем небольшое количество черных концов шерсти. Некоторые из таких золотистых собак имели более темную маску, но чаще, только темный конец морды. Более обычен соболиный окрас без маски. Не было ни одного Do-Khyi, с белыми пятнами, большими, чем отметки на груди и на кончиках лап. Я не встретил ни одной собаки шоколадного или голубого (с подпалом) окраса. В разговоре с тибетцами о Do-Khyi, мне сообщили, что черный с подпалом наиболее «особенный» цвет, поскольку такие собаки имеют вторую пару «глаз», которые никогда не спят. Другие окрасы оцениваются просто на «хорошо».
Характеры собак, которых я встречал, были, за немногими исключениями, довольно схожими. Они казались довольно злыми, особенно, когда привязаны или когда находились рядом с палаткой или домом их владельца. Но как только владелец, даже ребенок, призывал их сохранять спокойствие, они быстро успокаивались. С другой стороны, они кажутся очень различными по характеру, когда находятся одни на дороге или на пастбище. Несколько раз я даже не мог подобраться к ним близко, они просто уходили от меня, не выказывая никакой агрессивности. Самый лучший экземпляр Do-Khyi я встретил около большой деревни с названием Paryang. Сильный, прекрасный, молодой, не старше года кобель был приветлив и игрив даже с европейцами, поскольку он живет в пансионе около караванных маршрутов. Очень жаль, что я не мог взять его с собой Sha-Khyi Это название тибетцы, которых я встречала, используют для своих охотничьих собак. Все они имеют одинаковый тип гончей. В первый раз я встретился со сворой Sha-Khyi, привязанных около палаток кочевников около парома на Ярлунг Тсангпо (Yarlung Tsangpo). Там было пять или шесть взрослых собак, и вскоре я узнал, что они не только хорошие охотничьи собаки. По типу и размеру они очень похожи на салюки. Без каких либо излишеств, только с более длинной шерстью, и возможно, чуть более массивными челюстями и черепом, чем мы привыкли видеть у салюки. Обычный цвет у Sha-Khyi, которых я встретил, был белый с несколькими пятнами светло-золотистого почти кремового цвета, некоторые были белыми с черными пятнами, и я видел одного необычного, черного с подпалом. Как мне сказали, они в основном используются для охоты на сурков, зайцев, антилоп и иногда на pikas (разновидность маленького грызуна с большими ушами), но они не охотятся для собственного пропитания. Способ, которым они охотятся, также подобен салюки, которые бегают по скалистой местности и ведут себя очень независимо во время охоты. Sha-Khyi встречаются гораздо реже, чем Do- Khyi. Я встретил только два семейства тибетцев у которых было по нескольку таких собак. Эти две семьи не имели больших стад домашнего скота, так что охота могла быть их основным способом проживания. Я видел еще Sha-Khyi, в нескольких семьях кочевников, но только по одной или две собаки на семью. Было очень неожиданным узнать, что эти Sha-Khyi были превосходными часовыми и даже сторожевыми собаками. Когда я увидел нескольких тибетских охотничьих собак вокруг палатки кочевника, я приблизился, чтобы сделать их фотографии. Собаки начали лаять, тут же откуда то из-за палатки появились и другие собаки, и в несколько секунд я был окружен по крайней мере десятью или двенадцатью из них. Вожаки были настроены весьма решительно, и угрожали укусить. Хорошо, что в этот момент их владелец вышел из палатки…. Khyi-Apso? Самой интересной была встреча с «большим апсо» или как мы привыкли их называть «Khyi-Apso». Тибетцы называют их просто «Apso». Я заранее знал, что в той части Тибета, где мы находились, доктор Даниель Тейлор-Ид (Daniel Taylor-Ide) нашел несколько таких собак и импортировал их в США.
Фото Khyi-Apso в Америке Я встретил только трех собак, которые действительно напоминают помесь между длинноногим Апсо и Do-Khyi. Эти три собаки были более быстрые и прыгучие, так же как и собаки Khyi, так что я думаю, они имеют довольно легкое сложение, хотя это и скрыто под шерстью. Довольно интересно, что двое из них были очень злые, и пытались укусить наш джип, даже когда мы находились далеко от палаток их владельцев. К счастью, я нашел и смог сделать хорошие фотографии одной старой и ленивой собаки подобного типа, в поселении Чу Гомпа (Chiu Gompa ) около реки Мансаровар (Manasarovar). Еще одна деталь о собаках в Западном Тибете. Я не встретил ни одной собаки, которая выглядела бы непохожей на местных, ни одной подобной «импортной». Хотя это и не удивительно, так как в этих местах иностранцы, даже китайцы весьма немногочисленны. Ошейники. Некоторые Do- Khyi имеют ошейники, некоторые не имеют. Ошейники на Do- Khyi в основном красного цвета, сделанные из длинной шерсти яка. Большинство охотничьих собак Sha-Khyi, которых я встретил, тоже носили ошейники из шерсти яка, но шерсть на них короче, чем на ошейниках Do- Khyi, в основном черного цвета и часто с несколькими бубенчиками. Как я понял термин «кекхор» («Kekhor»), для обозначения ошейника, не известен в этой части Тибета. Собаки в Непале. На нашем пути в Тибет и обратно мы останавливались в Непале, главным образом в Катманду и деревнях на пути к Тибету. И там я снова пошел искать местных собак, а также собак Тибета. Тибетские собаки в Катманду, это потомки собак, которые попали в эту страну с тибетскими беженцами, несколько десятилетий назад. И очень мало каких либо новых животных попадали сюда позже. Так что вероятность получить в Непале хорошего щенка тибетской собаки уменьшается с каждым днем. «Чистокровные» собаки Тибета считаются в Непале очень ценными и продаются за 1.500 USD, здесь это очень большие деньги. С другой стороны, для тибетских беженцев их тибетские собаки являются очень важной частью национального наследия, и тибетцы очень любят и берегут своих собак, особенно лхасских апсо. Также я видел несколько более длинноногих апсо, таких, которых мы называем тибетскими терьерами. При посещении школы для детей тибетских беженцев Bodhnath около Катманду я встретил прекрасный экземпляр лхасского апсо, белого, с несколькими черными пятнами, отличного типа и общего вида, с превосходной структурой шерсти, в хорошей кондиции, возможно потому, что его владельцами были хозяева гостиницы. Самым чудесным для меня была встреча с собакой золотистого цвета, по типу это был тибетский терьер, который шел со своей любимой хозяйкой, пожилой тибетской женщиной, вокруг священного места - большой ступы (Stupa Bodhnath), на обычной вечерней молитве. Когда однажды вечером я ехал в такси к своей гостинице, я видел Do-Khyi хорошего типа на вечерней прогулке с хозяином, конечно, он был на поводке. Я надеюсь, что мои фотографии сообщат Вам несколько больше об этих очаровательных собаках и их стране.
Перевод Татьяны Кузиной
К сожалению, статья в Интернете не иллюстрирована оригинальными фотографиями автора. Только фото Sha-Khyi, найденное на сайте http://kangmar-tibet-apsos.com/tauber.html сделано автором Primoz Peer в 2002 г. Остальные фото Mr. Stroessner. Орининал статьи с сайта www.dharmapala.cz/Tibetska_doga_dnesen.html (Первоначально с сайта www.dokhyi-bhairubshakti.nl )
Исползованная литература - Патрик Френч "Тибет, Тибет".
На сайте: "Тибет и Тибетские собаки - Западный Тибет 2002 г. Primoz Peer. Внимание! Использование материалов сайта допускается только с прямой ссылкой на источник: http://tibetan-terrier.ucoz.ru/
|
|
| |